Блог

Как учиться в общеобразовательной школе после монтессори детского сада

Монтессори-педагогика в нашей стране является альтернативой государственному образованию. Родители, выбирающие монтессори детские сады и школы, принимают очень важное решение о будущем своих детей. При этом, монтессори-педагогика овеяна множеством мифов, разобраться в которых не так-то легко…


Одним из распространенных мифов является мнение о том, что после монтессори детского сада ребенку очень тяжело учиться в общеобразовательной начальной школе.


И еще более тревожно родителям отдавать ребенка в монтессори начальную школу, так как дальнейшее обучение в средних классах будет принципиально другим и ребенок не сможет быть успешным в школе традиционной.​ Подпитываются эти страхи представлениями о том, что привыкнув к свободе выбора в монтессори саду, ребенок будет делать только то, что ему хочется и не сможет следовать традиционному авторитарному способу передачи знаний от учителя к ученику.


Тревоги родителей за успешное обучение детей понятны, ведь необходимость сдавать государственные экзамены, тестирования и т. д. для поступления в университет никто не отменял. В нашей стране не проводились официальные исследования адаптации детей к школе после традиционного муниципального (или частного) детского сада и детского сада монтессори. Каждый родитель, прежде всего, ориентируется на свое чутье и жизненный опыт…


Я хочу поделиться собственным опытом и наблюдениями за адаптивностью монтессори детей к «немонтессори среде». При этом, я не берусь сравнивать качество образования разных обучающих систем. Когда моей дочери Алисе было 8 месяцев наша семья выбрала методику Марии Монтессори для развития, воспитания и обучения малыша. Мы прошли группу «Вместе с мамой», группу четырехчасового пребывания без мамы, детский сад монтессори, два класса начальной монтессори школы (подготовительный и первый). Сейчас Алисе 8 лет и она учится в гимназии № 1 города Владивостока. А в возрасте 6 лет у нас был недолгий опыт посещения частного не-монтессори детского сада.


Важно отметить, что социальный успех во многом зависит от способности человека быстро и эффективно встраиваться в ту социальную систему, в которой он оказался (будь то школа, место работы, общественная организация или клуб по интересам). Меня, например, место работы мы, прежде всего «считываем» те гласные и не гласные правила, по которым живут люди данной организации. И если мы умеем эти правила использовать как ресурс, мы становимся в этой общности своим и имеем все шансы на успех. Если же мы пытаемся правила поменять на те, которые нам более привычны или кажутся правильными, нас ждет в лучшем случае статус чудака, и не совсем своего…


Способность понимать и принимать правила игры формируется у человека в раннем возрасте. И к сожалению, часто требования взрослых не обосновываются и не объясняются, их исполнение обязательно просто потому, что так хочет взрослый. Вполне логично, что при этом ребенок всеми силами пытается нарушать эти правила, доказывая свою самостоятельность. На монтессори занятиях огромное внимание уделяется тому, что правила — это взаимовыгодный договор. Мы договорились вести себя так, потому что всем это удобно.


При этом дома, на детской площадке, на других занятиях правила могут быть другими и это нормально. Вот так постепенно и мягко в ребенке формируется многовариантная картина мира, где разные люди следуют разным правилам и эти правила нужно уважать, чтобы общаться. При этом правила — это всего лишь ориентиры, помогающие осваивать свободу выбора и самостоятельность. Их мало, они понятны ребенку и легко им выполнимы. Стоит отметить, что правила — это не только нормы поведения, но и умение отстаивать свою точку зрения с уважением к мнению другого.


Я поняла, что мой ребенок гораздо более гибкий и при этом внутренне устойчивый, чем мне казалось, когда однажды, возвращаясь из нашего «промежуточного» традиционного детского сада, Алиса сказала: «Мама, ты знаешь оказывается в новом саду такие правила, что все должны заниматься вместе, а материала, чтобы пересыпать горох, нет». Ребенок был удивлен, что бывают сады, где нет монтессори-материалов, но стрессовым фактором перемены это не стало, дочь сама себе спокойно объяснила, что «здесь просто такие правила». ​


При переходе из монтессори школы во второй класс муниципальной школы (что произошло по причине смены города проживания) адаптация длилась около 1.5 месяцев и прошла без каких-либо ярких поведенческих протестов, хотя и с постоянным сравнением того, как проходят уроки в прошлой и нынешней школах. Сильное недовольство вызвала необходимость каждый день носить с собой тяжелые учебники, но покупка нового портфеля помогла смириться с этой необходимостью. Определенную сложность вызывало расписание уроков (их большое количество, каждодневный одинаковый порядок). Здесь на некоторое время понадобилась моя помощь в заполнении дневника и контроле сбора учебников.


Что касается академической успеваемости: за первый класс монтессори школы ребенком было освоено многое из программы второго класса. Сейчас большинство школьных заданий выполняются с легкостью и самостоятельно. Первую четверть закончили с несколькими четверками. Оценки, на мой взгляд, не являются критерием успешной учебы, и тем более показателем знаний, но в общественном мнении они важны. Меня как маму очень радует отношение Алисы к оценке. Она всегда про свою работу может сказать что-то, кроме того, как ее оценил учитель — Алиса рассказывает свое собственное отношение к выполненной работе, на сколько она сама довольна результатом и что планирует сделать по-другому в следующий раз. Этот навык самоанализа приобретен на монтессори занятиях, когда мы учились рассуждать и самостоятельно решать задачи монтессори материалов.


На занятиях, будучи монтессори-педагогом, я не раз рассказывала родителям, о том, как происходит социализация ребенка. И вот я увидела пример собственного ребенка: социализация — это готовность принять, что другие правила — не значит плохие правила.

На примере Алисы и некоторых детей, которые прошли монтессори образование с нуля, я вижу, что монтессори дети более адаптивны к переменам жизни в целом. В том числе и к изменениям условий обучения, с которыми ребенок сталкивается, приходя в муниципальную школу. Монтессори дети более устойчивы: вырастая в среде, где их мнение имеет значение и уважается, они готовы слышать мнения других.


В завершении следует отметить, что монтессори ребенок, как и любой ребенок, проходит все возрастные кризисы и адаптации (к детскому саду, первому классу, перемене школы или переезду). Но в монтессоре среде кризисы проживаются конструктивно и помогают ребенку своевременно взрослеть. Самая важная перемена в жизни подрастающего малыша — это отделение от мамы и начало хождения в детский сад — первый самостоятельный социальный опыт ребенка — от того, как проходил этот этап во многом зависит социальная успешность ребенка во всех последующих структурах (школе, кружках и т. д.).


В монтессори садах первый опыт адаптации проходит под присмотром профессиональных психологов и педагогов, главная задача которых не избавить ребенка от неприятных ощущений, а помочь научиться справляться с трудностями самостоятельно.


Каждый монтессори центр — это не только занятия для малышей, но и своеобразная школа родительства. На занятиях вместе с малышом или в детском саду родителей всегда сопровождают педагоги, которые рассказывают о причинах поведения ребенка и способах преодолениях возникающих сложностей.


В родительской школе детский психолог проводит занятия для родителей и консультирует по вопросам детской психологии и педагогике. Родители, прошедшие монтессори детский сад, значительно повышают уровень своей компетенции и способны поддержать ребенка и помочь ему справится с переходом в новую школу или любыми другими переменами, которые могут случиться в жизни. А ведь по сути — родительское принятие, поддержка и любовь — главное условие успешной учебы ребенка в любой школе.

Made on
Tilda