Назад к списку

Монтессори-педагогика

Сегодня инновации затронули, казалось бы, все сферы нашей жизни. У нас появилась возможность выбора. Мы гонимся за товарами, которые когда-то не купили и за теми, что выпущены только вчера. И наша жизнь – это вечная гонка. А если на мгновенье остановиться и обратить свой взор на инновации в области образования и воспитания подрастающих поколений? Ведь это в их обществе мы будем жить через 20 лет. Кому, как не нам, заботиться о наиболее широком и целостном развитии наших детей. Несомненно, и в наше время есть талантливые педагоги и разработчики эффективных методик в образовании детей дошкольного и школьного возраста как в нашей стране, так и за ее пределами. Но так ли уж много внимания мы уделяем тому, чтобы разобраться во всем этом калейдоскопе подходов, методов и концепций? Одним из таких подходов является педагогика М. Монтесори. 

 Мы много слышали о гуманной педагогике, тем не менее, имеем очень расплывчатое представление о ней. Мы все хотим, чтобы наш ребенок развивался гармонично и нашел свое место в жизни. Этому и способствует Монтесори-педагогика. Мы привыкли управлять процессом воспитания, а Монтесори-педагогика предлагает нам стать его полноправным участником вместе с педагогом и ребенком в отличие от традиционного подхода, где дети – это потребители, на развитие которых нужно влиять, они вынужденно работают по образцу. Не секрет, что немаловажную роль в воспитании играет мотивация. Устройство нашей памяти таково, что мы действуем, согласно установкам. Если есть установка, что суп – невкусный, то будь он даже сварен лучшим поваром мира – нам блюдо не понравится. Если у ребенка есть установка – учить, чтобы сдать экзамен – он учит для того, чтобы его сдать и забыть то, что учил, а не для того, чтобы применять полученные знания в своей дальнейшей жизни. Мы радуемся, что ребенок рад хорошей оценке, а проверяем ли мы, насколько хорошо он усвоил эти знания и усвоил ли. Установки нужны, но не на оценки. Разные установки работают на разные цели. Установка на применение с наибольшей пользой, а не на сдачу экзамена. 


В Монтесори-педагогике мотивацией для обучения выступают не оценки и даже не похвала, а собственное стремление ребенка познать окружающий мир. Дети учатся применять полученные знания в жизни. Геометрия нужна не для того, чтобы сдать экзамен, а для того, чтобы измерить, например, площадь своей квартиры. Конечно, может показаться, что такой подход создаст только беспорядок, но при всей свободе выбора (в пределах классной комнаты Монтесори), которая, как ни странно это прозвучит, развивает самодисциплину и ответственность за принятые решения (на занятиях дети имеют возможность знакомиться с отрицательными последствиями своих действий), разумное количество запретов, норм и правил позволяет ребенку почувствовать себя в безопасности в его настолько огромном мире окружающих его вещей и событий. Здесь ребенок – это учитель, Монтесори-педагоги – его ученики в том, как помочь ему стать самим собой, а это значит, выявить и осознать свои таланты и в должной степени их развить. 

 Вот только несколько иллюстраций применения принципов М. Монтесори в работе с детьми. Игры в тишину, которая порой разговорчивее любой мелодии. На таких пятиминутках дети учатся управлять своим телом и слушать себя. Первые шаги к социализации. Идея заключается в том, что Монтесори-материал в классной комнате представлен только в одном экземпляре. Если с ним уже кто-то из детей работает, то чтобы воспользоваться этим материалом, ребенок должен или подождать, или договориться поиграть вместе. 

 Равно как потребность в чистых руках и одинаковых по цвету носках на занятиях в Монтесори-группах у ребенка формируется внутренняя потребность в порядке, завершенном действии и, тем самым, адекватная оценка собственных возможностей на данный момент, поскольку прежде чем начать действие и произвести какие-то изменения в процессе игры с материалом, ребенок думает от том, способен ли он привести материал в исходное состояние. К примеру, если ребенок знает, что разложить по местам он сможет только три карандаша после работы с ними – он в начале занятия не будет брать все десять, а возьмет только три. 

 Уроки географии, где дети наливают воду, чтобы увидеть остров. Изучая законы физики на пособиях, дети учатся управлять процессами своей жизни и делать в ней осознанный выбор. На таких занятиях дети понимают, что окружающая их среда едина, и все изучаемые им предметы неразрывно связаны: и математика, и химия, и английский, и русский – это все нужно в процессе жизнедеятельности и это все одно и то же, это просто языки, с помощью которых мы описываем мир. Педагог презентует, а ребенок работает сам. Он познает себя, взрослый наблюдает, анализирует, чтобы в должной степени раскрыть горизонты представлений ребенка об интересующем его предмете. Это только несколько примеров, позволяющих заметить, что доброта, честность, чуткость, открытость к детям – это главные ориентиры Монтесори-педагогики. А в их рамках обеспечение фундаментальных детских потребностей в каждом периоде развития создает условия для того, чтобы ребенку наилучшим образом реализовать способности, подаренные природой.