Классические Монтессори-материалы

На пути вперед хочется порой возвращаться к Источнику. В последнее время появилось столько замечательных, красивых и полезных детских игрушек… Они занимают свое место на Монтессори-полках наравне с классическими материалами. К тому же, и сами фабрики Монтессори регулярно обновляют ассортимент: с каждым годом качественных дидактических материалов становится все больше.​ 

Но есть на наших полочках и ветераны с вековой историей.Материалы, разработанные самой Марией Монтессори. Они прошли испытание временем, выдержали конкуренцию с современными умными игрушками. И никогда не сдавали своих позиций. Таких материалов немало, но самые знаменитые – розовая башня и коричневая лестница. Не случайно именно они стали символами Монтессори-системы во всем мире. 

Читать дальше

Сколько детей должно быть в группе?

В Монтессори-методе, вопреки расхожему мнению, большие группы только приветствуются. Чем больше детей в классе - тем лучше, считала Мария Монтесссори. Но почему? Ведь, казалось бы, это противоречит индивидуальному подходу. ​

А причины следующие: 

  • Чем больше детей, тем больше поводов для взаимодействия. Ребята общаются, договариваются о материалах, совместной работе. К тому же, у них есть стимул обращаться за помощью друг к другу, а не только ко взрослым. Педагог намеренно предлагает ребенку: "Сейчас я занимаюсь с Ваней. Ты можешь подождать, пока я освобожусь, или попросить кого-нибудь из ребят", тем самым создавая условия для диалога. Так и получается, что дети не только развиваются интеллектуально и физически, но и получают богатый опыт коммуникации. 
  • Когда в группе много детей, создаётся особая рабочая атмосфера. Любой Монтессори-педагог знает, как это бывает: ребята "заряжаются" друг от друга вниманием, концентрацией. Вот почему группа из 20 человек может работать продуктивнее, чем, например, из 8-10. К тому же, в таких условиях дети не только действуют, но и много наблюдают. Материал "в работе" всегда интереснее, чем тот, что стоит на полке. 
  • Но даже когда детей много, педагог и ассистенты держат во внимании каждого. Поэтому такое сочетание - педагог, ассистенты и большая группа - оптимально для Монтессори-процесса.  

Читать дальше

Как учиться в общеобразовательной школе после монтессори детского сада

Монтессори-педагогика в нашей стране является альтернативой государственному образованию. Родители, выбирающие монтессори детские сады и школы, принимают очень важное решение о будущем своих детей. При этом, монтессори-педагогика овеяна множеством мифов, разобраться в которых не так-то легко… 

Одним из распространенных мифов является мнение о том, что после монтессори детского сада ребенку очень тяжело учиться в общеобразовательной начальной школе. 

 И еще более тревожно родителям отдавать ребенка в монтессори начальную школу, так как дальнейшее обучение в средних классах будет принципиально другим и ребенок не сможет быть успешным в школе традиционной.​ Подпитываются эти страхи представлениями о том, что привыкнув к свободе выбора в монтессори саду, ребенок будет делать только то, что ему хочется и не сможет следовать традиционному авторитарному способу передачи знаний от учителя к ученику.Тревоги родителей за успешное обучение детей понятны, ведь необходимость сдавать государственные экзамены, тестирования и т.д. для поступления в университет никто не отменял. В нашей стране не проводились официальные исследования адаптации детей к школе после традиционного муниципального (или частного) детского сада и детского сада монтессори. Каждый родитель, прежде всего, ориентируется на свое чутье и жизненный опыт… 

Читать дальше

Саша Блох о том, почему Монтессори...

Когда у нас только-только появилась дочка, я мало что понимала в детях. Всю беременность почему-то думала только о физиологии - как малыш выглядит, что ест, сколько он должен весить, сколько спать...Еще попадались книги про подготовку к родам. Но не перинатальная психология, а из разряда "собираем сумку в роддом". 

 Родилась наша малышка. И тут мое природное "хочу все знать" расцвело буйным цветом. Дочке не было и месяца, а я уже вовсю изучала методику Домана, гуглила про интонику и кубики Зайцева, читала о раннем развитии...Одной из первых была книга "После трех уже поздно", что на ближайший год стало моим девизом.J Очень уж хотелось запихать в эту светлую головку как можно больше. В шесть дочкиных месяцев я составила подробное расписание занятий: карточки, цветонотки, рисование, лепка, классическая музыка, сенсорные коробки, счет, развивающие мультики, книжки на английском, упражнения на ловкость, координацию, и, конечно, буквы. 

 Вспоминаю те времена... Очень хотелось что-то делать, но что именно, мы с мужем не знали. Вот и пробовали все подряд. Искренне верили: переборщить тут невозможно. Дочке в этом развивающем кошмаре было некомфортно, и она упорно отклонялась от нашего плана. 

 К счастью, включилась интуиция. С опозданием, но все же... Я чувствовала: что-то не так. И продолжала искать. Бродила, как ежик в тумане, по этому непаханому полю противоречий. Медленно, одну за одной, вылавливала здравые мысли. Они-то и привели меня сначала к статье про Монтессори-подход, а затем на страничку нашего центра. Я почитала, стало интересно. Нашла еще несколько заметок на эту тему. Наконец, решилась. На пробное занятие пришли уже с пониманием основ Монтессори-системы. Явились, кстати, полным составом: я, муж и дочка. 

Читать дальше

Исправлять или направлять?

Детские ошибки в Монтессори-педагогике. 

 "Коля! Коленька, ты куличики лепишь? Стой! Кто же так делает? Не сюда насыпай, а в ладошку. Руку мне дай. Вот. Теперь переворачивай. Нет, не так. Неправильно, я тебе говорю! Дай покажу, как надо..."​ 

Знакомые слова? Конечно, ведь их можно услышать везде, не только в песочнице. Именно так в нашем обществе принято "заниматься" с детьми. Контролировать, чтобы все шло по плану. А если не получается - исправить и показать, как надо. 

 Хорошо, предположим, малыш подрос. Поумнел и опыта поднабрался. Теперь-то он многое может сам. И что же мы слышим?

 "Коля, ты домашнее задание сделал? Еще задачку решаешь? Дай-ка посмотрю. Вот, тут у тебя неправильно. Здесь восемь получается, а не пять. Хорошо, что ты это еще в школу не унес. Давай я все твои тетрадки посмотрю". 

 Хотелось бы сказать, что это утрировано. Но, к сожалению, нет. Так делали наши родители. То же самое мы, уже взрослые, повторяем сейчас. 

 Ошибки. Как говорил Д.Ф. Купер: "Все мы люди и все ошибаемся". А уж детские промахи - явление столь ожидаемое, что буквально записано на подкорке. Потому и реагируем мы почти автоматически. Включается антибаговая программа: ошибка обнаружена - ошибка исправлена. Причем, намерения самые благие: помочь, научить, наставить на путь истинный... К сожалению, привычка любой ценой "найти и ликвидировать" ошибку влечет за собой, мягко говоря, неприятные последствия: 

Читать дальше

Родительская школа Центра "Новый мир"

"Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети." Л.Н. Толстой 

 Воспитание детей - настоящее искусство. Искусство глубокого понимания и спокойного терпения, мудрого наблюдения и своевременной помощи, умения отпустить ребенка, и, при этом, оставаться рядом… Почти всю свою жизнь человек учится: осваивает грамоту, постигает закономерности физического мира, осваивает профессию, совершенствуется в навыках и умениях. Однако, тому, как воспитывать собственных детей, большинство взрослых начинает учиться по факту появления собственного ребенка, делая ошибки и «набивая шишки», как себе, так и своему чаду. Многие люди, особенно старшего поколения, отмахиваются: «Мы как-то выросли без всяких там курсов и книжек, и ничего! И своих детей как-нибудь вырастим…» Действительно многие растут, и неплохо, но сколько поломанных судеб, израненных детских душ, в результате этого «как-нибудь»?! 

Психология как наука не стоит на месте. Все важнейшие открытия в этой области, начиная со второй половины ХХ века, сделаны как раз в отношении детской психики. То, как проходит наше детство, какие люди нас окружают, событии происходят, и как мы реагируем на все это, определяет всю дальнейшую жизнь человека. 

Читать дальше

Как научить ребенка читать?

Если хотите научить ребенка читать. Важные правила обучения чтению. 

Массовое увлечение ранним развитием ребенка заставляя родителей все раньше задумываться «Как научить ребенка читать»? И чуть ли не с рождения, родители начинают интересоваться этим вопросом. А некоторые уже в 6-9 месяцев предпринимают попытки к обучению чтению. 

Не буду сейчас говорить о пользе и вреде раннего обучения чтению. Сегодня я хочу обратить внимание родителей на важные правила обучения чтению. 

Независимо от того какой методикой обучения чтению Вы пользуетесь, учите сами или отдали ребенка на курсы, Вам надо знать правила обучения чтению, чтобы не навредить своему ребенку. В развитии ребенка нет мелочей. И то, что мы когда-то сделали неправильно, нельзя стереть или удалить без следа. Наши ошибки оставляют неизгладимый след и часто тормозят все остальное развитие ребенка долгие годы. 

Именно поэтому хочу обратить внимание родителей на важные правила, которые надо знать и соблюдать, чтобы научить ребенка читать. 

Читать дальше

Семь ошибок воспитания, которые мешают детям стать лидерами

Американский эксперт о том, как родители невольно подводят своих детей 
 

1. Мы лишаем детей возможности ощутить рискМы живем в современном мире, полном опасностей на каждом шагу. Лозунг "Безопасность превыше всего" усиливает наш страх потерять детей, поэтому мы окружаем их всеобщей заботой. Европейские психологи обнаружили: если дети не играют на улице, если им ни разу не пришлось упасть и ободрать коленку, то во взрослой жизни они часто страдают фобиями. Ребенку следует упасть несколько раз, чтобы понять, что это нормально. Подросткам следует поссориться и пережить горечь первой любви, чтобы обрести эмоциональную зрелость, без которой невозможны долгосрочные отношения. Исключая риск из жизни детей, взрослые порождают у них высокомерие, заносчивость и низкую самооценку в будущем.  


2. Мы слишком быстро приходим на выручку Сегодняшнее поколение молодых людей не развило в себе некоторые умения, которые были присущи детям 30 лет назад. Когда мы слишком скоро приходим на помощь и чрезмерно окружаем ребенка "заботой", мы лишаем его необходимости самому искать выход из сложных ситуаций. Рано или поздно дети привыкают к тому, что кто-то их всегда спасает: «Если я ошибусь или не достигну цели, то взрослые исправят и разгребут последствия». Хотя в действительности мир взрослых отношений устроен совершенно иначе. Ваши дети рискуют оказаться неприспособленными к взрослой жизни. 

Читать дальше

Монтессори-педагогика

Сегодня инновации затронули, казалось бы, все сферы нашей жизни. У нас появилась возможность выбора. Мы гонимся за товарами, которые когда-то не купили и за теми, что выпущены только вчера. И наша жизнь – это вечная гонка. А если на мгновенье остановиться и обратить свой взор на инновации в области образования и воспитания подрастающих поколений? Ведь это в их обществе мы будем жить через 20 лет. Кому, как не нам, заботиться о наиболее широком и целостном развитии наших детей. Несомненно, и в наше время есть талантливые педагоги и разработчики эффективных методик в образовании детей дошкольного и школьного возраста как в нашей стране, так и за ее пределами. Но так ли уж много внимания мы уделяем тому, чтобы разобраться во всем этом калейдоскопе подходов, методов и концепций? Одним из таких подходов является педагогика М. Монтесори. 

 Мы много слышали о гуманной педагогике, тем не менее, имеем очень расплывчатое представление о ней. Мы все хотим, чтобы наш ребенок развивался гармонично и нашел свое место в жизни. Этому и способствует Монтесори-педагогика. Мы привыкли управлять процессом воспитания, а Монтесори-педагогика предлагает нам стать его полноправным участником вместе с педагогом и ребенком в отличие от традиционного подхода, где дети – это потребители, на развитие которых нужно влиять, они вынужденно работают по образцу. Не секрет, что немаловажную роль в воспитании играет мотивация. Устройство нашей памяти таково, что мы действуем, согласно установкам. Если есть установка, что суп – невкусный, то будь он даже сварен лучшим поваром мира – нам блюдо не понравится. Если у ребенка есть установка – учить, чтобы сдать экзамен – он учит для того, чтобы его сдать и забыть то, что учил, а не для того, чтобы применять полученные знания в своей дальнейшей жизни. Мы радуемся, что ребенок рад хорошей оценке, а проверяем ли мы, насколько хорошо он усвоил эти знания и усвоил ли. Установки нужны, но не на оценки. Разные установки работают на разные цели. Установка на применение с наибольшей пользой, а не на сдачу экзамена. 

Читать дальше